КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬ МАЛЫША К ШКОЛЕ

Добрый день, дорогие друзья!

Хочется поговорить о наших малышах. Представляете? Моему сынишке Олегу 4 с половиной года. Малыш очень умный, и в следующем году я собираюсь отправить его на подготовку. Следовательно, в 6 лет он пойдет в первый класс. Могу похвастаться, что мы с сыном прочитали пол букваря, научились считать до сорока, ровно  обводим линии, соединяем точки. Даже в садике вместо средней группы уже ходим в старшую.  Я уверена, что умственно мой ребенок уже готов к школе.

Но, занимаясь физической подготовкой к школе я совсем забыла о психологической. А ведь без психологической подготовки у ребенка в школе могут быть проблемы, и задуматься нужно об этом заранее. Предлагаю учиться на чужих ошибках и немедленно разобраться с тем, что же это такое? Из чего состоит подготовка к школе?

Предшкольная подготовка состоит из трех больших и важных частей:

  1. физиологическая;
  2. психологическая;
  3. познавательная.

Нас в данный момент интересует часть психологическая, которая, в свою очередь, состоит из трех компонентов.

Структура психологической дошкольной подготовки

Давайте разберем вот такую картинку!
структура-психологической-подготовки-к-школе

на этой картинке нарисованы коробочки. А на них написано:

  • интеллектуальный компонент;
  • личностно-социальный компонент;
  • эмоционально-волевой компонент.

Давайте разберем каждую из них.

Итак, в коробке «интеллектуальный компонент» находятся:

из-чего-состоит-интеллектуальный-компонент-подготовки-к-школе

Коробочка «личностно-социальный компонент» содержит в себе:

  • коммуникабельность;
  • признание ребенком авторитета в лице взрослого человека;
  • адекватная реакция на замечания и критику;
  • четкое представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

из-чего-состоит-личностно-социальный-компонент-подготовки-к-школе

А в третьей —  «эмоционально-волевой компонент»:

  •  мотивация;
  •  осознание важности обучения;
  •  наличие интереса к обучению;
  •  способность выполнять задания;
  •  усидчивость.

из-чего-состоит-эмоционально-волевой-компонент-подготовки-к-школе

 

Ориентация в пространстве

Очень важно для ребенка ориентироваться в пространстве.  Ведь ему придется самостоятельно ходить из дома в школу, и из школы домой. Если только Вы не домохозяйке и не в состоянии провожать и встречать ребенка. Моя старшая дочка ходила везде сама, помимо школы еще и в школу искусств. Это сплошные нервы и переживания для родителей. Ребенка к этому нужно тщательно подготовить.

 

Итак, учимся ориентироваться в пространстве!

Это очень увлекательное занятие. Ни чего сложного в этом нету.

У моей знакомой сыну  8 лет. Они подсказали нам игру, которая называется «Турист». В чем смысл? Сейчас расскажу. Допустим, идем мы с сыном в магазин. Я изображаю туриста из далекой страны. По-русски практически не говорю, дороги не знаю, но очень интересуюсь всем, что вижу. А Олежка, он как будто экскурсовод.

семья-туристов

Он показывает мне дорогу. А по дороге рассказывает обо всем, что мы видим. Например, посмотрите направо – это детский сад. Во дворе садика есть детская площадка. На площадке качели, рядом с ними горка, а за ними песочница. Я как турист никак не могу понять, что такое качели. Ну да, вот такой вот странный турист! Олег мне старательно объясняет, что это такое. То есть не только учимся ориентироваться, но еще и речь развиваем.

 

Развитие любознательности

Любознательность — что это такое?

Мне в глаза бросаются два слова заключенные в одном.

состав-слова-любознательность

То есть получается, что любознательный человек любит что-либо узнавать.

Хорошая новость, учить ребенка быть любознательным вам не придется! Дело в том, что когда родился ваш малыш, вместе с ним родилась и его любознательность. А задача родителей не подавлять ее, а поощрять и развивать.

Психологи советуют никогда не отмахиваться от вопросов ребенка. Но и сразу ответ на вопрос не давать. Вот, например, спрашивает вас ребенок: «Почему цветочки ночью закрываются?» Сначала похвалите его за то, что он был наблюдательным и заметил эту особенность цветов. Потом спросите ребенка: «А как ты думаешь, почему?» То есть дайте ребенку возможность самостоятельно найти решение. И даже если он решит, что цветы прячутся, потому что очень боятся темноты, похвалите его за интересную версию и ни в коем случае не иронизируйте. И только после этого дайте ответ на вопрос.

 

Что делать, если вы не знаете ответа? Я в таких случаях честно говорю об этом и предлагаю вместе найти ответ в книгах или в интернете, тут уж как получится.

Так же развитию любознательности способствуют такие занятия как:

  • разгадывание загадок;
  • походы в музеи, театры;
  • встречи и общение с интересными людьми;
  • чтение интересных книг;
  • проведение различных опытов.

Кстати, об опытах. В магазинах продаются очень интересные наборы с опытами. На Новый год дочке в школе подарили елочку в кристаллах. Кристаллы на ней мы выращивали сами.  Да, да) Получилось нечто розовое, очень необычное и довольно интересное.

 

Развиваем мышление, внимание, память

Развиваем, друзья! Развиваем! Без этого в начальной школе вообще никуда.

Изучению и развитию этих драгоценных способностей некоторые люди посвящают всю жизнь и пишут толстые умные книги. Я тоже посвятила изучению мышления, внимания и памяти какую-то часть жизни и об этом напишу отдельные статьи. отдельные подробные статьи.

Что такое коммуникабельность?

 

Коммуникабельность – это умение общаться и вести себя в коллективе. Впереди первый класс! И ребенка ждут новые встречи, новые контакты как с ровесниками, так и со взрослыми. И святая задача родителей научить ребенка общаться. Но как?

Я вот что думаю.

«Если хочешь научиться плавать – прыгай в воду!
Если хочешь научиться общаться – иди в народ!»

Детям, которые посещали детский сад, в этом плане легче. В детском саду, хочешь — не хочешь, а находишься среди сверстников, приходится искать с ними общий язык и как-то договариваться. А вот ребятам домашним, мне кажется, труднее будет вливаться в коллектив. Хотя это тоже не факт.

Оба моих ребенка посещали детский сад. Как я уже писала, сынок посещает садик до сих пор. И прекрасно умеют общаться с другими детьми. Я тоже в детстве ходила в садик, и по жизни мне это пригодилось. По работе я много общаюсь с посетителями и мне этого мало. Решила закончить курсы маникюра и покрывать ноготочки гель-лаком на дому. Как же принимать клиентов без умения общаться?

А еще для развития коммуникабельности ребенка психологи рекомендуют:

 

 

  • приглашать гостей к себе и самим ходить в гости;
  • рассказать ребенку, как именно нужно начинать разговор, чтобы с кем-либо познакомиться;
  • позаботиться о том, чтобы ребенок был знаком с «волшебными» словами и использовал их в своей речи;
  • чаще бывать вместе с ребенком в общественных местах;
  • давать ребенку поручения, например, спросить у продавца сколько стоит товар или узнать, кто последний в очереди.
  • играть в игры, где нужно работать в паре или группе с кем-то, отличный пример те же «казаки-разбойники», кстати о разных интересных я тоже собираюсь написать множество интересных статей.

 

Есть и другие игры и упражнения, которые способствуют развитию коммуникабельности.

А кто здесь главный?

Ребенок должен понимать, что главный в классе – учитель.

 

 

Во имя блага своего же ребенка не стоит обсуждать с ним учителя. И тем более при ребенке вслух сомневаться в профессионализме педагога и его умственных способностях. Тоже самое касается и воспитателей. Лучше будет если вы скажете, что учительница очень умная, что она очень много знает, и ребенку поможет стать таким же умным. То есть об учителе – только в позитивном ключе.

Открою вам маленький секретик. Все, что вы говорите дома о школе, в конце концов, станет известно учителю. Ребенок сам же ему об этом и расскажет. И не потому, что он ябеда. А потому, что высказываясь умными фразами и словами, услышанными от мамы или папы, ребенок подсознательно стремится добавить себе значимости и в глазах учителя, и в глазах одноклассников.

 

Ну а  что же делать,  если вас что-то смущает в поведении учителя? Если вы считаете, что к вашему ребенку относятся предвзято? Правильный ответ – идите в школу и разговаривайте лично с учителем. И опять же не в присутствии ребенка.

Реакция ребенка на замечания и критику

Очаровательный обладатель неверной реакции на замечания и критику всегда у меня перед глазами. Это мой младший сын Олежка. Ну очень болезненно он все воспринимает. Чуть что сразу надуется, насупится, замолчит и уйдет к себе в комнату. Прекрасно понимаю, что в школе это будет сильной помехой.

Уже ему объясняла, что если я его поправляю или говорю, что он что- то сделал неправильно, то это не значит, что я хочу его обидеть. Наоборот, я хочу помочь, хочу, чтобы в следующий раз он сделал все правильно, потому что очень его люблю. Не помогло!

мальчик-обиделся

Придумала еще один способ борьбы с этой проблемой. Играем с Олегом в школу. Например, у нас урок рисования. Я — ученик, Олег – учитель. Тема  дает мне задание нарисовать лес. Я рисую себе, небо голубое, трава зеленая, деревья синие, заяц без ушей, ягоды черные. Потом сдаю работу на проверку.

И Олег начинает указывать мне на ошибки. Когда он говорит, что синих деревьев или зайцев с такими короткими ушами не бывает, я признаю свои ошибки и говорю ему спасибо за то, что он помог мне их увидеть. Когда Олег указывает, что ягоды должны быть красные, то я не соглашаюсь, потому что это черника! А она всегда черная! Потом мы меняемся ролями.

То есть с помощью этой игры пытаюсь показать ребенку:

  • что если тебя критикуют – это не значит, что хотят обидеть;
  • что если ты действительно ошибся, то нужно это признать и постараться исправить;
  • что если тебя просто не так поняли, то нужно спокойно отстоять свою точку зрения.

Вот как-то так у нас с критикой. А вы как с этим справляетесь? Если несложно напишите об этом в комментариях.

Что такое «хорошо»?

мальчик-дергает-девочку-за-косичку

Думаю, что здесь сильно распространяться не стоит. Все и так понятно. Тому, что такое хорошо, и что такое плохо, мы учим детей с пеленок.

Ну а применительно к школе, не лишним будет напомнить сыну или дочке, что обижать одноклассников – плохо, а помогать им – хорошо. Что внимательно слушать учителя – хорошо, а баловаться на уроках – плохо. Обижаться без причины — плохо, а поделиться с другом — хорошо. И так далее. Главное не перепутать!

А зачем мне идти в школу?

Ребенок должен знать ответ на этот вопрос еще до начала обучения. Он должен понимать, зачем он, собственно говоря, туда идет.

Почаще разговаривайте с ребенком о школе. Рассказывайте о том, как вы в школу ходили и сколько интересного там узнали. И если бы вам предложили снова в школу пойти учиться, то вы были бы просто счастливы! О том, что в школе каждый день случается что-нибудь интересное, а на уроках можно много всего узнать.

 

Вашими мотивирующими союзниками могут стать мечты вашего ребенка. Например, мальчик хочет стать космонавтом. Отлично! Нужно ему объяснить, что профессия это сложная и ответственная, и в космонавты не берут тех, кто в школе не учился. Нужно донести до ребенка, что учиться это не только очень интересно, но еще и очень важно.

Способность выполнять задания и усидчивость

Способность выполнять задания вырабатывается у дошкольников во время…. выполнения заданий. Так что занимайтесь с ребенком, дорогие родители. Как понять, способен ли ребенок их выполнять? Можно провести тест. Ну, например, дайте ребенку лист бумаги и три цветных карандаша или фломастера. И попросите:

  1. возьми красный фломастер и нарисуй кружочек в верхнем правом углу;
  2. зеленым фломастером напиши три буквы «А» в центре листочка;
  3. наверху слева нарисуй синий треугольник;
  4. снизу слева нарисуй красный кружок;
  5. теперь возьми синий фломастер и подчеркни буквы «А» двумя черточками;
  6. в нижнем правом углу нарисуй зеленым фломастером квадрат и т.д.

тест-на-способность-выполнять-задания

Чаще просите ребенка что-нибудь сделать. Давайте ему разные поручения и задания. Например, так: «Сходи, пожалуйста, в комнату, возьми на полке очки, отнеси их бабушке и спроси у нее сколько времени». Не забывайте про волшебные слова. Не приказывайте ребенку, а вежливо обращайтесь с просьбой.

Ну а под усидчивостью понимается способность ребенка выполнять задания не отвлекаясь в течении 30 минут. На подготовительных курсах одно занятие длится именно столько. Полчаса  ребенок должен выдержать. Иначе образовательная программа первого класса станет для него неприступной крепостью.

Свои мнения по поводу вышенаписанного оставляйте, пожалуйста, в комментариях. И не забудьте подписаться на новости блога, а то пропустите что-нибудь интересное!

Заходите в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Пока, пока)

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬ МАЛЫША К ШКОЛЕ: 2 комментария

  1. Как интересно вы рассказали о подготовке к школе! У меня сынок пойдёт уже в 4й класс, но уже сейчас мы с ним начали всё повторять. Как оказалось, один он не очень хочет что-либо делать, тянет резину, отвлекается. Но как только я сажусь рядом, начинаю ДЕЛАТЬ с ним, а не просто сидеть, то всё получается быстро.

    1. Да, у меня старшая дочь такая же. Мне кажется, что просто детям не хватает маминого внимания, так как мама то на работе, то у плиты, то за уборкой. Хоть за уроками побыть вместе. Ребенок счастлив до безумия, поэтому сосредотачивается, все слушает и все понимает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *